Оформление самозанятости плюсы и минусы
Не всегда получается найти работу по душе в стенах большой фирмы. Многие зачастую выбирают работать на себя и с недавнего времени это легальный способ получения прибыли, поэтому законодательно теперь облагается налогом на профессиональный доход. Выясним самозанятость плюсы и минусы.
Самозанятость – это возможность гражданина работать на себя и при этом платить отчисления государству, но минимальные, что многих побуждает получать статус самозанятого. Посмотрим, какими преимуществами обладает подобный налоговый режим и какие подводные камни скрывает.
Кто получает статус?
Государство создало условия для тех, кто, например, занимается арендой квартир, ремонтом, преподает онлайн или на дому, перевозит людей в такси, проводит фотосессии и многое другое.
Возможно, подойдет другое определение самозанятости – предприятие одного человека. Вы можете делать маникюр на дому или делать стрижки животным и без помощи других людей, сотрудников. Поэтому не придется заморачиваться с отчетами для работников, как в случае с индивидуальными предпринимателями, но это уже о плюсах, которые мы обсудим чуть позже.
Требования к физическим лицам прозрачны:
- В 2022 году нужно было быть гражданином России, Беларуси, Киргизии, Казахстана или Армении.
- Подходить под возрастное ограничение – старше 14 лет.
- Иметь паспорт и ИНН.
- Выбрать способ становления на учет. Можно воспользоваться специальным приложением «Мой налог».
Преимущества и недостатки
Начнем с хороших новостей. Положительными сторонами ведения своей деятельности по закону и появление на виду у государства являются:
- работать можно, когда и где вам удобно. То есть таким способом, какой вам позволит ваша деятельность. Вас никто не ставит в рамки, не ограничивает дресскодом или временем работы. Даже находясь за пределами страны, вы имеете возможность продолжить свой бизнес, только при условии, что ваши клиенты находятся на территории России;
- минимальные налоговые ставки в размере 4% для физических лиц и 6% для юридических. Сравним с трудовым договором и договором гражданско-правового характера, когда взимаются 13%, а для ИП – в большинстве случаев 6%. Узнайте, какие документы необходимы для оформления ИП;
- нет лишней мороки с отчетами, которые в то же время должны сдавать ИП. Просто перенаправлять чеки, которые налоговые службы потом проверяют и рассчитывают размер налога;
- добровольные страховые и пенсионные взносы;
- для пенсионеров также реально стать самозанятыми, при этом сохранив все льготы и дополнительные выплаты;
- формирование чеков без касс через приложение.
Теперь перейдем к минусам, которые, к сожалению, имеют место быть:
- ограничения в деятельности. Не получится заниматься всем, чем заблагорассудится. Нельзя добывать полезные ископаемые; организовывать перепродажу чужих продуктов; продавать товары, которые обязательно должны маркироваться; работать на другого человека на основе агентского договора или договора поручения;
- обходиться без наемных работников. Если устраивать сотрудника по трудовому договору, то придется воспользоваться другим налоговым режимом. Только можно привлечь дополнительную силу, заключая о гражданско-правовой договор;
- лимит по доходам. Максимально можно зарабатывать только меньше 2,4 миллионов рублей. При высоком заработке лучше стать индивидуальным предпринимателем;
- меньший уровень доверия к самозанятым у компаний, чем к предпринимателю. Есть сложность в таком сотрудничестве для организаций. Они должны убедиться, что физическое лицо действительно выплачивает налоги, а также заплатить налог за перевод самозанятому средств на личный счет;
- запрещается взаимодействовать по работе с бывшим начальником. Бывают случаи, когда фирма расторгает договор с сотрудником, чтобы потом с ним же сотрудничать, только как с самозанятым. Выгода для работодателя заключается в том, что теперь не нужно будет выплачивать страховые взносы, налог самозанятый выплачивает уже самостоятельно. Для работника – это не очень хороший вариант, так как трудовой закон его перестает защищать.
Выплачивать налоги, формировать чеки и отправлять их клиентам можно, используя сервис «Свое дело» от Сбербанка. Это сократит время от посещения налоговой и отделения банка и позволит проводить операции онлайн. Для клиентов финансовой компании «Открытие» пока такая функция не доступна. И придется обратиться к другим площадкам.
К организации своего труда нужно подходить обдуманно. Перед тем, как обрести статус самозанятого, убедитесь, что вы разобрались со всеми нюансами этого режима. В 2023 году можно изучить отзывы на форумах и понять, что действительно вам подходит или нет.